- Просфора
- в древности так назывались приношения христиан, часть которых служила для евхаристии, остатки для "вечери любви" после литургии. С обособлением "вечери любви" от литургии П. стал называться только хлеб, употребляемый для совершения евхаристии. Этот хлеб издревле имеет форму сплюснутого кружка с оттиснутым сверху изображением креста. Позже при кресте явилась надпись IC. ХС. N. К., очень схожая с надписью на знамени Константина Вел.; в той и другой имеется слово ΝΙΚΑ. Надпись на П. древнее таковой же на знамени. У сирийцев и египтян печать на П. представляла несколько больших посредине и много малых изображений креста по краям в форме X и †. Приносились также евхаристийные хлебы с печатью приносившего их лица. На Востоке евхаристийный хлеб употреблялся только квасный, а не пресный; в VI в. арльский собор постановил, чтобы внешней вид его был совершенно одинаков во всех церквах целой провинции. Наша нынешняя П. состоит из 2 наложенных один на другой кружков; на верхнем печать, изображающая четырехконечный крест со словами IC. XC. NI. KA, введенная окончательно в практику московским собором 1667 г. Для единоверческих церквей разрешается печать с восьмиконечным крестом. Некоторым церквам, особенно м-рям, в виде исключения разрешается иметь печати для просфор с другими изображениями (святого или праздника, в честь которого сооружен храм). П. изготовляются только из пшеничной муки, замешаны должны быть на чистой воде без примесей, не должны быть смазываемы маслом или яйцами, должны быть сделаны из квасного, а не пресного теста, а также не быть черствыми или зацвелыми. Желающие принести от себя П. на проскомидию о здравии или молитве о своих присных могут покупать их в церкви же перед литургией.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.